Отключить изображения
Изменить размер шрифта:
Педагоги города Лабытнанги совместно с учеными договорились о взаимодействии в рамках Концепции развития естественнонаучного образования

Педагоги города Лабытнанги совместно с учеными договорились о взаимодействии в рамках Концепции развития естественнонаучного образования

Педагоги города Лабытнанги совместно с учеными договорились о взаимодействии в рамках Концепции развития естественнонаучного образования

На базе Детской арктической экошколы в городе Лабытнанги прошла Вторая научно-практическая конференция по реализации Концепции развития естественнонаучного образования. Учителя, педагоги дополнительного образования, заместители руководителей по научно-методической работе, методисты, специалисты Управления образования города обсудили проблемы, достижения, и, что самое главное, – определили основные точки взаимодействия муниципального инновационного естественнонаучного образования с наукой.

Приглашенные докладчики – Валерий Мазепа, д.б.н., заведующий лабораторией дендрохронологии Института экологии растений и животных УрО РАН; Александр Егоров, к.б.н., доцент, заведующий кафедрой биогеографии и охраны природы Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета; Александр Хмарик, генеральный директор инновационного предприятия «Таксон», инженер ландшафтного и садово-парового строительства Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. М.С. Кирова; Виктор Штро, к.б.н., директор филиала Арктического научно-исследовательского стационара Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН.

В своем обращении к участникам конференции, к тем, кто выбрал делом своей жизни удивительно романтичные и одновременно практически значимые естественнонаучные дисциплины, Евгения Моргун (МКУ «КЦ по ОМСО» г. Лабытнанги) заявила, что «естественнонаучное образование является системообразующим наравне с национальной историей и родным языком. Руководство страны неоднократно подчёркивало важность и огромный потенциал развития исследований, образования и просвещения именно в этой предметной области. В.В. Путин на заседании Попечительского совета Русского географического общества поставил вопрос о разработке новой Концепции географического образования, начиная со школы. Это ответственная и интересная задача, решение которой в значительной степени зависит от взаимодействия педагогов и учёных».

Очевидно, что сейчас перед педагогами стоит задача нового синтеза знаний и теорий в инновационном естественнонаучном образовании при взаимодействии с наукой. Именно поэтому встречи педагогов города Лабытнанги с ведущими учеными Российской Федерации – оправданное и перспективное решение. Докладчик также отметила, что все творческие начинания педагогов города должны быть направлены на разработку инновационных проектов, способных решать проблемы взаимодействия природы и общества, изучать изменения Ямала под влиянием деятельности человека и естественных причин, оценивать ресурсный потенциал Ямала. Прошедший учебный год убедительно показал, что педагоги муниципальной образовательной системы города Лабытнанги смогли внести значительный вклад в инновационное развитие образования Ямало-Ненецкого автономного округа.

Главный научный консультант всех инновационных образовательных проектов города по экологии – Виктор Штро (АНИС ИЭРиЖ УрО РАН), в своем выступлении обозначил острые проблемы социально-экологического характера на ямальской земле.

Огромный интерес участников конференции вызвал доклад Валерия Мазепы (ИЭРиЖ УрО РАН) о современной экспансии древесной растительности в горную тундру Полярного Урала, в том числе, о результатах мониторинга основных климатических и эколого-гидрологических факторов, а также о реакции притундровых редколесий на изменения климата. Валерий Семенович поделился рядом методик по дендрохронологическим исследованиям в Арктике.

Выступления Александра Егорова (Институт наук о Земле СПбГУ) и Александра Хмарика (СПбГЛУ им. Кирова) о результатах многолетней работы по интродукции различных видов деревьев на экспериментальных площадках Ямала наглядно продемонстрировали инновационные перспективы для проектной команды МАОУ СОШ №1 («Адаптивная арктическая дендрошкола»), которые тоже стали участниками межрегионального научного проекта «Санкт-Петербург – Ямал» по исследованию процессов адаптации и районирования лиственных и хвойных пород деревьев в арктической природно-климатической зоне.

С ответным докладом «от педагогов – ученым» выступила Алла Богачева, учитель биологии, заместитель директора по НМР МАОУ СОШ №1, которая рассказала о первых успехах в реализации инновационного проекта «Адаптивная арктическая дендрошкола». Проект направлен на практическое ознакомление школьников с основами научной методологии по исследованию процессов адаптации и районирования лиственных и хвойных пород деревьев в арктической природно-климатической зоне путём создания опытного участка (модельного насаждения) на территории МАОУ СОШ №1 г. Лабытнанги, последующими высадками саженцев деревьев и кустарников, проведениями замеров с последующей оценкой их выживаемости. Проект также обеспечивает раннюю профилизацию обучающихся с дальней перспективой подготовки квалифицированных кадров по лесной биотехнологии и созданию технологий промышленного выращивания древесных растений с заданными свойствами. Докладчик также отметила, что проект уже получил статус «Образовательный бренд Ямала».

Отчет о результатах научно-исследовательской экспедиции на территорию природного парка «Полярно-Уральский» в рамках реализации регионального инновационного проекта «Детская Арктическая экошкола» представила учитель биологии Гимназии города Лабытнанги Ольга Дзюба, которая отметила, что проект позволяет реализовать инновационные направления работы по экологическому и туристическому воспитанию учащихся, способствующей профориентации и привлечению молодого поколения к охране биоресурсов Ямала. Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся осуществляется в русле системно-деятельностного подхода, что позволяет повысить уровень качества образования, способствовать выявлению одаренных детей. Проект предусматривает исследование уникальных и типичных комплексов горной, лесотундровой биоты и водно-болотных угодий на Ямале, изучение основ выживания в экстремальных условиях, обеспечивает выявление и максимальное использование инновационного потенциала учителей биологии, географии, физической культуры и ОБЖ. Докладчик поблагодарила департамент по науке и инновациям ЯНАО и НП «Российский Центр освоения Арктики» за организационную и ресурсную поддержку.

Кроме того, участникам конференции был представлен видеоролик о жизни гимназистов и педагогов на левом берегу реки Енгаю на стационаре лаборатории дендрохронологии Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН, где они, кроме исследований природы, также учились основам выживания в экстремальных природных условиях под руководством Юрия Катайцева-Кокорина, учителя физкультуры, и мастер-класс Ольги Дзюбы.

Отрадно, что проект «Детская Арктическая экошкола» является главным конкурентом проекту «Адаптивная арктическая дендрошкола» в борьбе за право стать региональной инновационной площадкой и представлять инновационную образовательную систему города Лабытнанги в регионе.

Стендовые презентации инновационных проектов представили проектные команды МАОУ СОШ №1, Гимназии города Лабытнанги и МАДОУ «Волшебница»: «Адаптивная арктическая дендрошкола» («Образовательный бренд Ямала», МАОУ СОШ №1), «Детская Арктическая экошкола» (региональный инновационный проект, Гимназия города Лабытнанги) «Эколаборатория «Почемучка» («Образовательный бренд Ямала», МАДОУ «Волшебница»).

Традиционно конференция проходила в рабочем формате, поэтому одним из бонусов этой встречи можно считать то, что выступления ученых сориентировали педагогов на проектное обобщение своих педагогических практик, поэтому на конкурс по признанию муниципальной инновационной площадкой будут представлены абсолютно новые инновационные проекты по естественнонаучному образованию. Вторым, еще более значимым бонусом, является возможность обсудить свои проекты с учеными, выслушать их рекомендации и замечания.

В ходе конференции педагоги поставили задачу обеспечить восполнение дефицита качественных инновационных продуктов по предметам естественнонаучного цикла, и скорректировали стратегию естественнонаучного образования в системе образования города Лабытнанги: так, дату проведения Второй научно-практической конференции было решено считать датой перехода сетевого сообщества педагогов естественнонаучного цикла (биологии, химии, географии, физики) г. Лабытнанги на научную платформу.

В заключительной части конференции проектная команда Детской Арктической экошколы (Гимназия города Лабытнанги) отметила всех докладчиков благодарственными письмами и памятными подарками.

(автор – Е.Н. Моргун, МКУ «КЦ по ОМСО» г. Лабытнанги)